Учебная работа № 2832. Предпосылки аудита и его задачи в рыночной экономике

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (6 оценок, среднее: 4,83 из 5)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Учебная работа № 2832. Предпосылки аудита и его задачи в рыночной экономике

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДНИЕ

1. СУЩНОСТЬ АУДИТА

1.1. Понятие и цели аудита

1.2. Классификация и задачи аудита

2. ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

2.1. Аудит и понятие ответственности

2.2. Аудит и демократия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДНИЕ

В современной экономике понятие «аудит» которое используется часто и разнообразно. И если к финансовому аудиту мы привыкли, то теперь, когда мы слышим об экологическом аудите, аудировании ценностей, аудите качества управления, сообщения о необходимости аудита интеллектуальной собственности, аудирования медицинского обслуживания, и даже как новость последнего времени – о пожарном аудите – у нас возникает недоумение: в какой категории теперь должен рассматриваться аудит.

Если рассматривать поверхностно различия между названными подходами к аудиту, то определяется некоторая технологическая последовательность. Можно утверждать, что при разнообразии контрольных методов в ревизии достоверности разных процессов и знаний они только условно связаны с концепцией традиционного аудита, а наглядная полезность трансформирования подходов аудирования может вызывать сомнения. Однако стоит признаться, что традиционные методы – «оценка», «проверка правильности действия», «достоверность» отчетности (в самом широком смысле этого слова, а не только финансовом) – могут проектироваться на различные экономические и социальные процессы. В чем кроется первопричина этого явления?

Ответ на этот вопрос надо искать исходя из рациональности самого явления аудита, базирующегося на независимости суждений и требовании достоверности. Именно этой рациональностью определяется значение роли аудита в широком общественном значении. В развитии видов аудита зачастую использование традиционных контрольных подходов имеет меньшее значение, чем сама идея.

Аудит в специфической манере помогает решать существующие управленческие, социальные проблемы бизнеса, становясь универсальным методом. При большом разнообразии и сложности этих проблем аудит оправдывает традиционные надежды контроля и управления, ревизуя разнообразные функции предприятия не только соответственно логике организаторского контроля в режиме реального времени проверки, но и реализует учредительный принцип контрольного общества, иллюстрируя и прогнозируя некоторые вневременные явления как «потери» и «мотивы», давая рекомендации.

Указанные обстоятельства определяют актуальность изучения аудита и его задач в рыночной экономике.

Цель настоящей работы – понять роль и задачи аудита в современных условиях.

Объект исследования – отношения, возникающие в рыночной экономике в связи с необходимостью независимого аудита.

Предмет исследования – предпосылки и задачи аудита в рыночной экономике.

Исходя из целей, в работе решены следующие задачи:

дано определение понятия «аудит», обозначены его цели и задачи;

описана классификация аудита;

выявлено значение аудита в современных условиях;

рассмотрена взаимосвязь категорий аудит и понятие ответственности, аудит и демократия.

Теоретико методологической базой исследования послужили законодательство Российской Федерации, учебная и методическая литература, материалы периодической печати по заданной проблематике.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

1. СУЩНОСТЬ АУДИТА

1.1. Понятие и цели аудита

Историческая смысловая нагрузка слова «аудит», определенная латинским «audire» – «слышать, слушать».[1]

Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (ад­министрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его де­ятельность (собственники, акционеры, инвесторы).

Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следу­ющими обстоятельствами:

1. возможность необъективной информации со стороны ее составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвестора­ми, кредиторами);

2. зависимость последствий принимаемых решений (а они мо­гут быть весьма значительными) от качества информации;

3. необходимость специальных знаний для проверки информации;

4. отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки ее качества.[2]

Эти и ряд других причин привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответству­ющую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказа­ния такого рода услуг. Аудиторские услуги – это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации и другие бухгалтерские и консультационные (юридические, налоговые) услуги.

Наличие достоверной информации позволяет повысить эффек­тивность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению ком­мерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отноше­ний должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Досто­верность информации подтверждается независимым аудитором.

Правильные данные нужны не только непосредственным инве­сторам или акционерам, но и кредиторам для оценки надежности погашения займов и выплаты процентов. Поставщиков интересует информация о способности предприятия вовремя погасить креди­торскую задолженность; работников предприятия – стабильность и рентабельность его деятельности для оценки своих перспектив занятости, получения финансовых и других льгот и выплат. Прави­тельство заинтересовано в информации, необходимой для разра­ботки экономической политики, включая налоговые меры.

Таким образом, значение аудита определяется следующими факторами:

аудит дает возможность избежать споров между партнерами, особенно в ситуациях со сложным соглашением о распределении прибыли, благодаря тому, что счета подвергаются объективному анализу со стороны независимого аудитора;

упрощение процедуры привлечения нового партнера благода­ря предоставляющейся возможности изучить выводы аудитора о финансовом состоянии компании;

упрощение процедуры получения финансовой помощи благо­даря представлению заверенных аудитором документов о финан­совом положении компании;

упрощение отношений с налоговыми органами, так как проверенные аудитором счета вызывают большее доверие;

возможность получить квалифицированную помощь в решении различных проблем: аудитора часто приглашают в качестве арбитра при разборе специфических спорных вопросов между партнерами.[3]

Сущность аудита и аудиторской деятельности определена как Международным стандартом аудита МСА 200, так и российским Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельно­сти № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бух­галтерской) отчетности».

Существует множество определений аудита – одни из них закреплены в официальных нормативных документах, как меж­дународных, так и национальных, другие определения даются специалистами в области аудита.

Законодательство определяет, что «аудиторская деятельность, аудит – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей».[4]

На макроэкономическом уровне аудит является элементом рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

а) бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными в ней пользователями, в том числе руковод­ством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работника­ми и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;

б) бухгалтерская отчетность может быть подвержена искаже­ниям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтер­ской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возмож­ной пристрастности ее составителей;

в) степень достоверности бухгалтерской отчетности, как пра­вило, не может быть самостоятельно оценена большинством за­интересованных пользователей из за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтер­ской отчетности экономических субъектов.[5]

Аудит согласно закону об аудиторской деятельности в Россий­ской Федерации не подменяет государственного контроля досто­верности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществля­емого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.

Согласно этому же закону аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установлен­ным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квали­фикационный аттестат аудитора.

Отличие аудита от аудиторской деятельности состоит в том, что последняя предусматривает и различные аудиторские услуги. В последнее время главное внимание уделяется повышению эф­фективности системы управления предприятием, и прежде всего системы внутреннего контроля. Системный подход подготовил почву для развития качественных аудиторских услуг, т.е. аудитор­ские структуры начали больше заниматься консультационной деятельностью, чем непосредственно аудитом.

В табл. 1. дана примерная характеристика аудиторской дея­тельности.

В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавлива­ется точность отражения в них финансового положения и резуль­татов деятельности предприятия; соответствие ведения бухгалтер­ского учета установленным требованиям, критериям; соблюдение проверяемым предприятием действующего законодательства.

Таблица 1.

Характеристика аудиторской деятельности[6]

Содержание аудиторской деятельности Аудит Сопутствующие аудиторские услуги
Другие виды проверок

Другие

сопутствующие

работы

Цель оказания услуг

Выражение мнения

о достоверности

отчетности

Обзор допущенных предприятием нарушений. В зависимости от вида сопутствующих услуг
Степень выборки

До 100% с учетом

величины (уровня)

существенности

В зависимости от вида проверки по согласованию с заказчиком. Не установлена
Доказатель­ства типичных нарушений Аудиторские доказательства на все нарушения Аудиторские доказательства на часть типичных нарушений, на остальную часть – аудиторская информация.
Доказатель­ства отдельных нарушений Аудиторские доказательства Подтверждением обнаружения отдельных нарушений служат аудиторские доказательства

Уровень

гарантии

достоверности

отчетности

Больший уровень гарантии Меньший уровень гарантии
Формы отчета Аудиторское заключение аудиторской организации (фирмы) Отчет аудиторской фирмы (аудитора) Отчет аудиторской фирмы (аудитора)
Виды аудиторской деятельности Аудиторская проверка

Выборочная проверка отдельных сторон деятельности;

тематическая проверка;

комплексная проверка

Другие услуги, разрешенные действующим законода­тельством

Особое значение имеет тот факт, что проверку достоверности отчетности предприятия, соблюдения действующего законода­тельства и составление аудиторского заключения по этому вопро­су выполняет независимый аудитор.

Независимость аудитора определяется:

свободным выбором аудитора (аудиторской фирмы) хозяйствующим субъектом;

договорными отношениями между аудитором (аудиторской фирмой) и клиентом, что позволяет аудитору свободно выбирать своего клиента и быть независимым от указаний каких либо го­сударственных органов;

возможностью отказать клиенту в выдаче аудиторского за­ключения до устранения отмеченных недостатков;

невозможностью аудиторской проверки при родственных или деловых отношениях с клиентом, превышающих договорные от­ношения по поводу аудиторской деятельности;

запрещением аудиторам и аудиторским фирмам заниматься хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельностью, не связанной с выполнением аудиторских, консультационных и других услуг, разрешенных законодательством.[7]

Цель аудита определена как Международным стандартом ауди­та МСА 200, так и российским Федеральным правилом (стандар­том) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности».

Цель аудиторской деятельности – конкретная задача, на ре­шение которой направлена деятельность аудитора; она определя­ется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами ауди­тора и клиента.

Целью собственно аудита согласно закону об аудиторской деятельности в Российской Федерации является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Согласно Федеральному правилу (стандарту) № 1 аудитор вы­ражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.

Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверен­ности – это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассмат­риваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности при­меняется ко всему процессу аудита.

Основная цель аудита финансовых отчетов – объективная оценка достоверности, полноты и точности отражения в от­четности активов, обязательств, собственных средств и фи­нансовых результатов деятельности предприятия за опреде­ленный период, проверка соответствия принятой на предпри­ятии учетной политики действующему законодательству и нормативным актам.

Под достоверностью бухгалтерской отчетности понимается такая степень точности данных отчетности, которая позволяет квалифицированному пользователю информации отчетности де­лать на ее основе правильные выводы о финансовом положении и результатах деятельности аудируемых организаций и принимать соответствующие обоснованные решения.

Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом выявлением резервов лучшего использова­ния финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов дея­тельности, доходов и расходов.

В процессе подготовки аудиторского заключения прове­ряется:

соблюдение принятой на предприятии учетной политики от­ражения хозяйственных операций и оценки имущества;

правильность отнесения доходов и расходов к отчетным пе­риодам;

разграничение в учете текущих затрат на производство и капитальных вложений;

обеспечение тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам аналитического учета на первое число каж­дого месяца.

Для достижения основной цели и предоставления заключения аудитор должен решать ряд задач и составить мнение по следу­ющим вопросам:

1) общая приемлемость отчетности: соответствует ли отчет­ность в целом всем требованиям, предъявляемым к ней, и не со­держит ли противоречивой информации;

2) обоснованность: существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм;

3) законченность: включены ли в отчетность все надлежащие сум­мы; в частности, все ли активы и пассивы принадлежат компании;

4) оценка: все ли статьи правильно оценены и безошибочно подсчитаны;

5) классификация: есть ли основания относить сумму на тот счет, на который она записана;

6) разделение: отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее, к тому периоду, в котором были произведены;

7) аккуратность: соответствуют ли суммы отдельных опера­ций данным, приведенным в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли ито­говые суммы данным, приведенным в Главной книге;

8) раскрытие: все ли статьи занесены в финансовую отчет­ность и правильно ли отражены в отчетах и приложениях к ним.[8]

Для реализации этих целей аудитор может использовать раз­личные способы накопления необходимой информации.

Аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей деятельности решают также ряд задач, связанных с оказанием аудиторских услуг:

проверка ведения бухгалтерского учета и составления отчетно­сти, законности хозяйственных операций;

помощь в организации бухгалтерского учета;

помощь в восстановлении и ведении учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности;

помощь в налоговом планировании и расчете налогов;

консультирование по отдельным вопросам ведения учета и составления отчетности;

экспертные оценки и анализ результатов хозяйственной деятельности;

консультирование по широкому кругу финансовых и право­вых вопросов, маркетингу, менеджменту, технологическое и эко­логическое консультирование и др.;

разработка учредительных документов и др.;

предоставление информации о будущих партнерах;

информационное обслуживание клиентов;

другие услуги.[9]

Осуществляя проверку, независимые аудиторы выполняют две основные функции: функцию высококлассного сборщика и оценщика свидетельств для подтверждения полноты, истинно­сти и арифметической точности представленной в финансовом отчете информации и проверку соответствия расшифровок и оценок в финансовом отчете общепринятым принципам учета. Роль оценочной функции – интерпретации фактов, подтверж­дающих выводы составителя финансового отчета, и оценки выводов – сильно возросла в последние два десятилетия. Отчасти это явилось следствием успешного совершенствования адми­нистрацией своих структур внутреннего контроля, что обеспе­чивает получение технически достоверной информации. Ауди­торы часто считают более целесообразным проверить систему внутреннего контроля, чтобы получить свидетельства эффективности ее организации и работы, нежели подвергать провер­кам информацию, выданную этой системой учета. Еще одной причиной смещения акцентов в аудите является количествен­ный рост сложных сделок, сделок нового типа и необходимости оценивать способ их отражения в отчетности администрацией. Указанные две функции не являются исчерпывающими, по­скольку аудиторы выполняют также консультационную, инфор­мационную и другие функции.

1.2. Классификация и задачи аудита

Аудит классифицируется по различным признакам. Основные виды аудита представлены в табл. 2.

Внешний аудит проводится аудиторской фирмой (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом с целью объективной оценки достоверности состояния бухгалтерского учета и отчетности, а также подготовки рекомендаций по улучшению финансового положения предприятия, повышению эффективности его деятельности, изыскание неиспользованных резервов производства.

Основными объектами внутреннего аудита являются решение отдельных функциональных задач управления, разработка и про­верка информационных систем предприятия. Объекты внутрен­него аудита могут быть различными в зависимости от особенно­стей экономического субъекта и требований его руководства и (или) собственников. Внутренний аудит – неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия; он может быть и незави­симым, т.е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.

Таблица 2.

Виды аудита

п.п.

Критерии Виды
1 По отношению к пользователям информации

Внешний

Внутренний

2 По отношению к требо­ваниям законодатель­ства

Обязательный

Инициативный

3 По объектам аудита

Банковский

Аудит страховых организаций

Аудит бирж, инвестиционных институтов и внебюджетных фондов

Общий

Государственный

4 По назначению

Аудит финансовой отчетности

Налоговый

Аудит на соответствие требованиям

Ценовой

Управленческий (производственный) аудит

Аудит хозяйственной деятельности

Специальный (экологический, операционный и др.)

5 По времени осущест­вления

Первоначальный

Согласованный (повторяющийся)

Оперативный

6 По характеру проверки

Подтверждающий

Системно ориентированный

Аудит, базирующийся на риске

Внутренний аудит – организованная на экономическом субъек­те в интересах его собственников и регламентированная его внут­ренними документами система контроля над соблюдением уста­новленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежности функционирования системы внутреннего контроля.

Внутренний аудит один из способов контроля за эффек­тивностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта.

Проведение внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение, поскольку призвано содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполне­нию обязанностей его руководства.

Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что высшее руководство не занима­ется повседневным контролем деятельности организации и низ­ших управленческих структур. Внутренний аудит дает информа­цию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.

Организация, роль и функции внутреннего аудита определя­ются самим экономическим субъектом, т.е. его руководством и (или) собственниками, в зависимости от:

содержания и специфики деятельности экономического субъекта;

объемов показателей финансово экономической деятельности экономического субъекта;

сложившейся системы управления экономического субъекта;

состояния внутреннего контроля.

Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономи­ческого субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлека­емые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы.

Как правило, к функциям внутреннего аудита относятся:

проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению этих систем;

проверка бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентифика­ции, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдель­ных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;

проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;

проверка деятельности различных звеньев управления;

оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изу­чение и оценка контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;

проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;

работа над специальными проектами и контроль за отдельны­ми элементами структуры внутреннего контроля;

оценка используемого экономическим субъектом програм­много обеспечения;

специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;

разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффек­тивности управления.[10]

Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достовер­ность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевремен­но осуществлять необходимые изменения внутри предприятия.

Внутренними аудиторами являются сотрудники, находящиеся в штате предприятия и подчиненные его руководству.

Внутренний аудитор выполняет следующие функции:

проверка систем контроля в целях выработки политики ком­пании в рамках законодательства;

оценка экономичности и эффективности операций компании;

проверка уровней достижений программных целей;

подтверждение точности информации, используемой руко­водством при принятии решений.

Задачи внутреннего аудита определяются руководством исхо­дя из потребностей управления как подразделениями предприя­тия, так и предприятием в целом.

Внутренний аудит решает следующие задачи:

1) контроль за состоянием активов и недопущение убытков;

2) подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;

3) анализ эффективности функционирования системы внут­реннего контроля и обработки информации;

4) оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется не только детальный контроль за сохранностью активов, но и контроль за политикой и качеством менеджмента.

Несмотря на кажущиеся различия, внутренний и внешний аудит во многом дополняют друг друга. Многие функции внут­ренних аудиторов могут быть выполнены приглашенными неза­висимыми аудиторами; при решении многих задач внутренние и внешние аудиторы могут использовать одинаковые методы – разница заключается лишь в степени точности и детальности применения этих методов.

Основные особенности и отличия внутреннего и внешнего аудита представлены в приложении.

По отношению к требованиям законодательства различают обязательный и инициативный аудит. Аудит распространяется на всех экономических субъектов, включая органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления. Любой экономический субъект вправе по собственной инициативе при­гласить аудиторов. Аудит, проводимый по инициативе экономи­ческого субъекта (его руководства, собственников, акционеров и т.п.), считается инициативным (добровольным); характер и мас­штабы такого аудита определяет заказчик.

Обязательный аудит регламентируется государством. Обяза­тельный аудит согласно закону об аудиторской деятельности в Российской Федерации – это ежегодная обязательная аудитор­ская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1. организация имеет организационно правовую форму от­крытого акционерного общества;

2. организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Россий­ской Федерации обязательные отчисления, производимые фи­зическими и юридическим лицами, фондом, источниками обра­зования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3. объем выручки организации или индивидуального пред­принимателя от реализации продукции (выполнения работ, ока­зания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (МРОТ) или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодатель­ством Российской Федерации МРОТ;

4. организация является государственным унитарным предпри­ятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют указанным выше нормативам. Для му­ниципальных унитарных предприятий законом субъекта Россий­ской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;

5. обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федераль­ным законом.[11]

Обязательный аудит проводится только аудиторскими органи­зациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государствен­ной собственности или собственности субъекта Российской Фе­дерации составляет не менее 25%, заключение договоров оказа­ния аудиторских услуг должно осуществляться по итогам прове­дения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.[12]

По объектам аудита различают: банковский аудит; аудит стра­ховых организаций; аудит бирж; инвестиционных институтов и внебюджетных фондов; общий аудит; государственный аудит. На все эти виды аудита (кроме государственного) аудитором не­обходимо иметь соответствующие аттестаты. Термин «государ­ственный аудит» пока не нашел в России широкого применения, однако в Счетной палате Российской Федерации существуют должности аудитора.

В зависимости от назначения аудит делится на несколько видов.

Аудит финансовой отчетности представляет собой проверку о­четности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухгал­терского учета. Этот аудит проводится сторонними аудиторами, приглашенными компанией, отчеты которой проверяются. Резуль­таты аудита финансовой отчетности публикуются компанией и рассылаются широкому кругу пользователей – владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования и др.

Налоговый аудит – это аудиторская проверка правильности и полноты начисления и уплаты налогов, соблюдения налого­вой политики.

Аудит на соответствие требованиям – это анализ определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия (например, внутренние правила контроля) установлены администрацией, то этот вид аудита осу­ществляют сотрудники предприятия, выполняющие функцию внутренних аудиторов. Если же условия установлены кредиторами (например, требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то, поскольку выполнение этих условий часто находит отражение в финансовых отчетах компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов либо как специальный аудит.

Ценовой аудит – это проверка обоснованности установления цены на заказ. Применяется в развитых странах при проверке обоснованности бюджетных ассигнований (например, расходов на конкретный оборонный заказ).

Управленческий (производственный) аудит – это проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производи­тельности, рациональности использования средств, их экономии.

Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудито­рами, – один из видов консультационных услуг клиенту, предо­ставляемый для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов.

Аудит хозяйственной деятельности довольно близок к управленческому аудиту и представляет собой систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для определенных целей. Этот вид аудита, который иногда называют аудитом эффективности работы или административного управ­ления организации, преследует следующие цели:

оценка эффективности управления;

выявление возможностей улучшения хозяйственной дея­тельности;

внесение рекомендаций относительно улучшения деятельно­сти или дальнейших действий.

Аудит хозяйственной деятельности может быть проведен как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов.

Специальный аудит (экологический, операционный и др.) – это проверка конкретных аспектов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил, проводится обычно с целью подтвердить законность, добросо­вестность и эффективность деятельности управляющих, правиль­ность составления налоговой отчетности, использования соци­альных фондов и др.

По времени осуществления различают первоначальный, согласованный (повторяющийся) и оперативный аудит.

Первоначальный аудит проводится аудитором (аудиторской фирмой) впервые для данного клиента. Это существенно увели­чивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не распола­гают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля.

Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудито­ром (аудиторской фирмой) повторно или регулярно и основан по­этому на знании специфики клиента, его положительных и отри­цательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, по­мощь в организации системы внутреннего контроля).

Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о том, что согласованный (повторяющийся) аудит предпочтителен и для аудиторов, которые в течение многих лет основательно изучают деятельность клиента, и для клиента, который получает высоко­квалифицированные, всесторонние, основанные на многолетнем длительном сотрудничестве помощь и оценку.

Более того, смена клиента аудиторской фирмы зачастую вы­зывает настороженность как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.

Отрицательной стороной повторяющегося аудита является постепенная утрата независимости аудиторов от клиента. Междуна­родная федерация бухгалтеров (МФБ, или IFAC) рассматривает вопрос об ограничении срока повторяющегося аудита 3 5 годами.[13]

Оперативный аудит – это кратковременная аудиторская про­верка для вынесения общей оценки состояния учета, отчетности, соблюдения законодательства, эффективности внутреннего конт­роля, оценки деятельности.

По характеру проверки различают:

подтверждающий аудит (проверка и подтверждение достовер­ности бухгалтерских документов и отчетности);

системно ориентированный аудит (аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля. Доказано, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и необходимость в слишком детальной проверке отпадает; при наличии неэффективной системы внутреннего контроля клиенту даются рекомендации по ее улучшению);

аудит, базирующийся на риске (концентрация аудиторской ра­боты в областях с более высоким возможным риском, что значи­тельно упрощает аудит в областях с низким риском).

2. ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

2.1. Аудит и понятие ответственности

Ранние характеристики процесса аудирования состояли в ответственной позиции исполнителя (аудитора), защищающей его действия в отношении правомерности выводов о проверяемой организации, и были связаны с определенными судебными концепциями. В настоящее время эти позиции замещены, поскольку современная контрольная практика аудита в значительной степени освобождена от ее фискального назначения, хотя существует известное исключение – при обязательном аудите аудиторское заключение сдается в налоговые органы совместно с отчетными документами. В работе известных зарубежных авторов аудит характеризуется как профессиональная наблюдательная практика и, согласно Д. Флинту, является результатом отношений обоюдной ответственности сторон аудитора и клиента.[14] При несомненном законодательном влиянии на сферу финансового аудита наблюдается изменение в сторону расширения сопутствующих аудиторских практик, не нашедших своих отражений в законодательной деятельности.

Традиционные подходы предварительных условий аудита обычно выражаются в требованиях на стадии заключения договоров в целях определения независимости ответственности между аудиторами и клиентами. Это особо отчетливо просматривается при инициативной практике проведения аудита, когда клиент обращается за аудиторскими услугами в добровольном порядке, а не в случаях, оговоренных как обязательные законодательными и уставными требованиями.

При инициативном аудите предусматривается использование разнообразных технологий контроля, определяемых различными рисками, возникшими в управлении бизнесом при возможной информационной асимметрии финансовой и организационной деятельности. В данном случае аудит выступает как технология сокращения риска, которая выявляет ненормативные действия персонала. Согласно мнению К. Перроу за аудитом признается возможность аналитической характеристики специфической модели социальных отношений.[15] Действительно, анализ производственных взаимосвязей категорий руководителя и персонала делает возможным выявление внутрифирменных проблем ответственности клиента, которые могут быть решены аудитом. Иными словами, аудит, далекий от того, чтобы быть естественным ответом на проблемы внутрифирменной компетенции, выявляет их в пределах специфических представлений социальных мер и представляет посредством доступных ему доказательств. Таким образом, финансовый аудит имеет возможность доступными ему способами влиять на решение задач в отношениях между управлением и финансовыми службами предприятия. Несмотря на то, что традиционные подходы финансового аудита формируют его в рамках контроля за собственностью, требованиями рынков капитала и различными формами регулирования финансами предприятия, его роль неоднозначна. Специфические экономические объяснения аудита представляют широкий спектр социальных взаимоотношений, требующих подтверждения достоверности.

Аудит может быть расценен как технология недоверия, согласно которой доверие может быть восстановлено мнением независимой стороны. Аудиторская экспертиза прилагает усилия в поисках подтверждения достоверности деятельности клиента посредством стратегически спланированных и выполненных процедур. Несомненно, социум через законы и стандарты аудиторской деятельности контролирует свой подход к требованиям достоверности, тем самым маскируя свое недоверие к самой аудиторской экспертизе: ведь при закрепленных законодательно требованиях к вопросу аудиторской деятельности аудиторы сами могут быть подвергнуты процедуре проверки. И как следствие, аудиторам общество доверяет больше, чем самому персоналу, в их оценке бизнеса, качестве исполнения технической экспертизы и независимости выводов.

Поскольку аудит занимает главенствующую позицию над остальными процессами, последние должны быть преобразованы до такой степени, чтобы отвечать принципам и подходам аудита: прозрачности, соответствия, достоверности и пр. Другими словами, аудит не только вид предпринимательской деятельности, но и средство влияния в установленном контексте на предпринимательскую среду в доступных ему пределах. Действительно, аудит создает и выполняет требования созданных им структур ответственности. Таким образом, аудит становится доминирующим элементом структуры ответственности.

Традиционные представления финансовой ответственности предполагают, что аудит контролирует правильность ведения бухгалтерских счетов через проверку бухгалтерских книг и подтверждение правильности итога баланса. Финансовый аудит оказывает повсеместно большое социальное влияние, подвергая проверке финансовую деятельность, благодаря выработанным подходам и методикам демонстрирует ответственность клиента при собственной выраженной независимости и нейтральности к результатам. Современные явления в обществе показывают процессы экспорта ценностей аудита для новых сфер применения.

Проектирование аудиторских практик на различные сферы экономической и общественной жизни связано с преобразованиями в организации государственной деятельности.

Эти преобразования не могут быть поняты просто на уровне количественной интенсификации аудиторских методов. Расширение применения аудита как отличительная административная рациональность также воплощает три взаимосвязанные проблематики контроля и управления как невидимость ревизии, политику предупреждения и определения рисков, создание системы внутреннего аудита. Важное измерение этого процесса – распространение и обобщение финансовой модели ответственности на взаимоотношения между бизнесом и обществом, где воплощается «новое общественное управление», создавая общественную ответственность относительно понятий миссии и цели бизнеса, эффективного использования ресурсов, финансовой работы и конкуренции.

Эта перестройка общественных ожиданий и целей воздействия на бизнес определена двумя силами, которые имеют тенденцию двигаться в противоположных направлениях. С одной стороны, центробежные движения децентрализации и передачи сфер общественного благосостояния представляют государственные функции, с другой стороны – центростремительные явления обеспечивают новую руководящую рациональность, достигнутую косвенными средствами. Аудит становится чуть ли не политической технологией, взаимно примиряющей учредительные силы бизнеса и общества, гарантирующей, что смещение государственных институтов рыночными структурами никогда не может быть окончательным. Аудит в данном смысле – рука общества, которая, защищая интересы его рядовых членов, спасает их от создания лишних государственных централизованных структур контроля за деятельностью бизнеса.

Политика аудита представляет собой модальный контроль (осмотр, оценка и пр.) за деятельностью клиента, в традиционном подходе – за финансовой деятельностью. Но, находя какие нибудь нарушения, указывая на них, аудиторы определяют пути их устранения. А указывать, что делать, – значит управлять. Т.е. даже в традиционном финансовом аудите есть скрытый управленческий вектор развития отношений. Если же принять как условие пролонгацию договорных отношений с аудиторской фирмой на новый срок, и выполнение всех прежних рекомендаций по исправлению прошлогодних ошибок, то аудит кроме простой констатации фактов первого порядка (допустим, подтверждение финансовой отчетности и финансовой политики клиента) уже косвенно контролирует степень эффективности управления. Другими словами, аудит в жизненных реалиях становится формой технологического контроля за уровнем ответственности.

Современное развитие общества выражает организационную логику на стадии становления, в которой аудирование является неоспоримой ценностью. Аудит становится методом специфической организаторской рациональности, при которой оценивается не только форма иерархического управления и контроля, но и может быть оценена степень его эффективности. Вследствие чего методы аудита принимаются в настоящее время как основа базиса моделирования подтверждения различных специфических сфер ответственности.

2.2. Аудит и демократия

Аудит в настоящее время все более убедительно трансформируется в инструмент демократии. Базируясь на рассмотренных ранее принципах ответственности и прозрачности, аудит при всей своей продвинутости как контрольного метода может иллюстрировать уровень развития демократического общества только при условиях соответствующей гласности и раскрытия информации. Другими словами, аудит получает некий коэффициент обязательной публичности, что в свою очередь требует гласности не только результатов проверки, но и самих процессов. При выполнении данных требований достигается новый уровень доведения необходимой информации о бизнесе до самых широких слоев заинтересованных лиц, а также формируется активный процесс внешнего контроля за деятельностью бизнеса. Традиционная аудиторская проверка достоверности финансовой отчетности расширяет свои рамки: корпорации, включаясь в подготовку корпоративной социальной отчетности (КСО), согласно действующим международным стандартам КСО (АА1000; GRI), представляют и эту отчетность на верификацию аудиторским фирмам. В рамках таких проверок аудиторские фирмы должны подтвердить социальную лояльность корпораций по трем комплексным направлениям: экономическому, социальному и экологическому, что обусловлено принципами Концепции устойчивого развития. Обычные мерки к аудиту как контролю только за финансовой деятельностью предприятий явно не соответствуют требованиям, которые предъявляются развитием современного общества. Складывающиеся тенденции, не вступая в теоретические противоречия с целями, задачами и возможностями аудита, наталкиваются на ярое противодействие самой консервативной экономической специальности – бухгалтерского учета.[16]

В настоящее время в международной практике учета закладывается понятие социального учета, необходимого для формирования новой по своей природе социальной отчетности корпораций.

В настоящее время в российской экономической науке наметилась тенденция расширения понятийных функций аудита. В рамках рассмотрения гипотезы трансформирования аудита в инструмент демократии, что особенно ярко отражается в подтверждении КСО, предметом аудита становится совокупность организационно экономических проблем, связанных с функциональной деятельностью социально ответственной компании: это финансово хозяйственная деятельность, менеджмент, проблемы социально трудовой сферы, экология, использование интеллектуального капитала и прочие, рассмотренные через призму заинтересованных сторон (см. таблицу 3).

Современное развитие ставит общество в положение постоянно беспокоящегося о своем здоровье пациента, требующего регулярно проводить диагностику своего организма. Обеспокоенность общества заставляет искать, синтезировать, формировать методы непрерывного контроля за появлением, преодолением и урегулированием возникновения возможных рисков. И аудит становится методической основой этого процесса. Претерпевая постоянные изменения внутреннего порядка (методы проведения аудиторских проверок), используя исторически накопленный

Таблица 3.

Использование видов аудита в системе контроля и подтверждения достоверности КСО[17]


п/п
Виды аудита Возможности внедрения
в практику КСО
1 Аудит финансовой
отчетности
Разработан, применяется в верификации всех показателях результативности
2 Налоговый Разработан, применяется в верификации экономических измерений результативности
3 Аудит на соответствие
требованиям
По применению к КСО ранее не применялся, нуждается в доработке
4 Управленческий
(производственный)
аудит
Разработан, может логично быть использован в верификации экономических и экологических измерений результативности
5 Аудит хозяйственной
деятельности
Разработан, может служить основой для принятия решения следовать принципам КСО
6 Экологический аудит Разработан, верифицирует экологические и социальные измерения результативности
7 Операционный аудит Разработан, может легко использоваться для получения функциональных оценок деятельности.
Все виды измерений результативности
8 Технологический аудит Разработан. Может верифицировать экономические и экологические измерения результативности
9 Аудит персонала Разработан, верифицирует все виды
измерений результативности
10 Кадровый аудит Разрабатывается, может использоваться при верификации экономических и социальных
измерений результативности
11 Аудит интеллектуальной
собственности
Не разработан, экономические и социальные измерения результативности

опыт в новых условиях (новые сферы применения), аудит диалектически развивается и формируется в новую критическую политическую технологию, исполняющую кроме контрольных функций функцию, как ни парадоксально, успокаивающую общество. Сам факт проведения независимого аудита уменьшает беспокойство и снимает социальное напряжение независимо от демонстрируемой эффективности.

В зарубежной экономической литературе констатируется, что так называемое контрольное общество – переходная форма между структурами индустриального общества и появлением общества риска, в которой аудит функционирует с целью примирить противоречащие силы, продолжая философию контроля. Иными словами, в контрольном обществе предпринимаются меры контроля за производством общественного богатства при обязательных условиях уменьшения экономического, социального и экологического рисков. В этом смысле практика аудита воплощает некоторую культурную надежду для государственного политического управления.[18]

Регулирующая политика контрольного общества пытается управлять контрольной функцией аудита через стандартизацию его деятельности. Защита аудита обычно проводится в терминах приверженности общепринятой практике. В этом установленном порядке труд аудитора уже высоко конкретизирован и только в исключительных случаях не имеет отработанной практики.

Успешность аудита в большей степени результат организации и шлифовки методики проверки. Аудирование – процесс, который требует активного восприятия всех особенностей жизнедеятельности клиента. Традиционная техническая концепция контрольного процесса – то, от чего зависит эффективность аудита, а именно собрание свидетельств, обеспечивающих и гарантирующих достоверность. Рациональность практики аудита складывается из некого инструментального нейтралитета в режиме работы, обусловленном следованию принятым стандартам. В случае традиционного аудита эти стандарты выражены правилами финансового бухгалтерского учета. Это явление можно рассматривать как политическую концепцию аудита, чья законность в обществе определяется регулирующими стандартами. Официально аудит нейтрален в отношениях со стандартами. Стандарты носят «пилотный» или «рамочный» характер. Однако требование формирования внутрифирменных стандартов аудиторских фирм демаскирует факт активного влияния государственных стандартов на аудиторскую среду. Аудит должен рассматриваться как система контрольного знания, получившая от общества специфический приоритет создания собственной среды существования. Сущность методологии системы аудита можно рассматривать в научно признанных рамках:

деятельность;

действительность (изменение мировоззрения на социальную роль аудита, причинно поведенческий аспект реализации);

структура (добровольное следование профессиональным правилам при жестких требованиях стандартов);

принципы (ответственность, достоверность, конфиденциальность информации; принципы качества);

порядок (организация процессов проведения аудиторских проверок, формирование и исполнение внутрифирменных аудиторских стандартов);

формирование новых подходов и рекомендаций.[19]

Аудит на настоящем этапе его развития надо рассматривать как отличительный принцип социально экономического и социологического внимания.

Современная тенденция аудита состоит в изменении методов от осмотра и подтверждения состояния к контролю за управлением. Внутренний парадокс заключается в сочетании невозможности прямого влияния на управление при функциях контроля за его эффективностью.

Действительно, рост контрольных методов характеризуется отходом от результатов финансового осмотра в сторону проверки качества. Финансовый аудит отдален от проблем и забот борьбы за качество изделия и рынки сбыта. Но сами принципы аудита могут быть широко использованы при проверке разнообразных управленческих практик.

Аудит – старейшая либеральная экономическая практика, проверенная историческим развитием общества, что и определяет его как концептуальный ресурс для формирования контрольного диагностирования всех сторон бизнеса.

Решение задачи воплощения и осуществления ответственности и прозрачности бизнеса расширили официальные установленные законом и экономические значения аудита.

Аудит стал универсальной технологией предоставления возможности моделирования регулирующих программ, подтверждающих разнообразие видов ответственности в деятельности бизнеса. Сочетание основных ценностей организационной прозрачности, качества и ответственности создает отличительную форму современного предприятия. Аудит стал важным элементом установления социальной законности, которым широко пользуются правительства многих государств при контроле за деятельностью корпораций. Это разнообразие применения аудита делает его признанным методом подтверждения ответственности бизнеса как государством и гражданами, так и самими предпринимателями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аудитом называется это предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию других аудиторских услуг: постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета; составление декларации о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности; анализ финансово хозяйственной деятельности; оценка активов и пассивов экономического субъекта; консультирование в вопросах финансового, налогового и иного законодательства; обучение и др.

Данное определение содержит несколько ключевых моментов. Во первых, оценка должна быть объективной, т.е. независимой от влияния субъективных факторов – администрации, собственни­ков (акционеров), работников компании и т.д. Во вторых, аудитор определяет степень соответствия данных, представленных в отчет­ности, реальным данным, т.е. выражает свое мнение по поводу верности и обоснованности информации, содержащейся в финан­совых отчетах, а не подтверждает абсолютную точность представ­ленных данных. В третьих, проверка совершается в интересах определенных лиц. Естественно, что эти интересы различны, иногда даже полярны, поэтому для сохранения объективности и удовлетворения потребностей всех пользователей в нужной и по­лезной информации аудитор точно определяет, в какой мере про­веренные факты соответствуют критериям и стандартам. В между­народной финансовой отчетности такими критериями являются общепринятые принципы бухгалтерского учета.

Сам по себе аудиторский контроль нельзя отнести к новшествам рыночных отношений, однако новым является появление независимого контроля, обеспечивающего реализацию практической общественной потребности – подтверждение достоверности финансовой информации о деятельности экономических субъектов в интересах пользователей этой информации. Новым является и то, что независимый аудиторский контроль – это предпринимательская деятельность, осуществляемая на коммерческой основе за счет проверяемых экономических субъектов.

Потребность в услугах аудиторских фирм возникла в связи со следующими обстоятельствами:

возможность необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта между ею и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

зависимость последствий принятых решений (а они могут быть весьма значительны) от качества информации;

необходимость специальных знаний для проверки информации;

частичное отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.

Все эти предпосылки привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на оказание такого рода услуг. Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.

Фактически процесс создания независимого аудиторского контроля продолжается в нашей стране уже несколько лет, но предстоит еще большая работа по подготовке, аттестации и лицензированию кадров аудиторов, по нормативной регламентации их деятельности. Большой опыт в этом отношении накоплен в странах с развитой рыночной экономикой, в системе международного регулирования аудиторской деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Законодательство

1. Федеральный закон от 07.08.2001 № 119 ФЗ (ред. от 03.11.2006) «Об аудиторской деятельности» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) // ИСС «КонсультантПлюс» (электронная версия)

2. Правило (стандар­т) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 // Собрание законодательства РФ. – 30.09.2002, № 39, ст. 3797

Учебно методическая литература, монографии

3. Аудит в России (антология российского аудита): учебник для вузов / под ред. А. В. Крикунова. – М.: Маркет ДС, 2007

4. Аудит в России: механизм правового регулирования / Л. И. Булгакова – М.: Волтерс Клувер, 2005

5. Аудит: учебник / В. П. Суйц. – М.: Высш. образование, 2007

6. Аудит: перспективы развития / А.А.Терехов. – М.: Финансы и статистика, 2005

7. Аудит: учебное пособие для вузов / Е.В. Виноградов, И.А. Матвейчук. – М.: Академ. Проект, 2006

8. Аудит: учебное пособие / В.А. Ерофеева, В.А. Пискунов, Т.А. Битюкова. – М.: Высш. образование, 2008

9. Аудит: учебник для вузов / Е. М. Мерзликина, Ю. П. Никольская. – М.: ИНФРА М, 2008

10. Аудит: учебник / под ред. В.И. Подольского. – М.: ЮНИТИ, 2008

11. Карагод В.С. Теория и методология международной системы корпоративной социальной отчетности: Монография. – М.: Бухгалтерский учет, 2005

12. Основы аудита: учебное пособие / Н.А. Адамов и др.; под ред. М.В. Мельник. – М.: ИНФРА М, 2008

13. Основы аудита: учебник / Т.М. Рогуленко, С.В. Пономарева – М.: Флинта, 2008

14. Практикум по аудиту: учеб. пособие / В.Д. Андреев, С.А. Томских, С.В. Черемшанов. – М.: Финансы и статистика, 2006

15. Практический аудит: учебное пособие / под ред. Н.Д. Бровкиной, М.В. Мельник. – М.: ИНФРА М, 2006

16. Словарь современных экономических терминов / Райзберг Б.А. – М.: Айрис Пресс, 2007

Периодика, Internet

17. Бакай Ю. Кадровый аудит в действии // Справочник по управлению персоналом. – 2007. – №. 7. – С. 32 39

18. Бликанов А. В. Государственный аудит региональных бюджетов // Финансы и кредит. – 2008. – №. 4. – С. 47 50

19. Бликанов А. В. Аудит эффективности как методическая основа совершенствования государственного финансового контроля // Финансы и кредит. – 2008. – №. 33. – С. 14 16

20. Боженко Е. В., Андрийчук М. П. Документирование аудиторской деятельности // Делопроизводство. – 2006. – №. 2. – С. 25 48

21. Булгакова Л. О понятиях «аудит» и «аудиторская деятельность» // Право и экономика. – 2008. – №. 4. – С. 59 62

22. Бурцев В. Внутренний аудит как форма контроля коммерческой организации // Проблемы теории и практики управления. – 2007. – №. 1. – С. 41 48

23. Голубева Н.А. Природа аудита // Международный бухгалтерский учет. – 2007. – № 4. – С.14 18

24. Гусева Т. В. Экологический аудит как современный инструмент менеджмента организации // Менеджмент в России и за рубежом. – 2008. – №. 5. – С. 117 130

25. Данилевский Ю. А. Как создавался российский аудит // Бухгалтерский учет. – 2007. – №. 23. – С. 75 79

26. Зуева И.А. Пути внедрения государственного аудита // Финансы. – 2005. – №. 6. – С. 62 64

27. Кабашкин В. Государственный аудит – эффективное средство регулирования корпоративных структур РФ // Государственная служба. – 2007. – №. 1. – С. 81 84

28. Концепция российской модели социального аудита // Народонаселение. – 2007. – №. 4. – С. 33 55

29. Краснов Ю.К. На пути совершенствования аудиторской деятельности. Проекты и концепции // Банковское дело. – 2005. – №. 7. – С. 52 53

30. Крикунов А.В. Современный этап развития аудиторской деятельности в Российской Федерации // Финансы. – 2003. – №. 2. – С. 57 62

31. Лахова Е., Семыкина Е. Роль и значение аудита в современных условиях. // Власть. – 1999. – №. 2. – С. 51 54

32. Мешалкина Р.Е. Аудит эффективности – объективная необходимость // Финансы. – 2005. – №. 2. – С. 65 68

33. Мстиславский В.А., Волков В.С. К вопросу о регулировании аудита // Финансы. – 2000. – №. 7. – С. 45 47

34. Петров А.Ю. Совершенствовать правовую базу российского аудита // Финансы. – 2002. – №. 6. – С. 9 11

35. Принципы общественного аудита органов местного самоуправления / В. Л. Тамбовцев // Регион: экономика, социология. – 2008. – №. 3. – С. 220 232

36. Российский аудит // Эксперт. – 2005. – №. 34. – С. 123 135

37. Терехова Е.В. Аудит как независимый вид финансового контроля // Государство и право. – 2006. – №. 11. – С. 93 100

38. Федоренко И. В. Методика и технология аудита // Бухгалтерский учет. – 2007. – №. 14. – С. 72 76

39. Шулус А. А. Pro et Contra социального аудита / А. А. Шулус, Ю. Н.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Особенности внутреннего и внешнего аудита

Факторы Внутренний аудит Внешний аудит
Постановка задач Определяется собственни­ками и (или) руководст­вом, исходя из потребно­стей управления как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом Определяется договором между независимыми сторонами: предприятием и аудиторской фирмой (аудитором)
Объект Решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия Главным образом система учета и отчетности предприятия
Цель Определяется руковод­ством предприятия Определяется законодательст­вом по аудиту: оценка достовер­ности финансовой отчетности и подтверждение соблюдения действующего законодательства
Средства Выбираются самостоя­тельно (либо определя­ются стандартами внутреннего аудита) Определяются общепринятыми аудиторскими стандартами
Вид деятельности Исполнительская деятельность Предпринимательская деятель­ность
Организа­ция работы Выполнение конкретных заданий руководства Определяется аудитором самостоятельно, исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки
Взаимо­отношения Подчиненность руковод­ству предприятия, зави­симость от него Равноправное партнерство, независимость
Субъекты Сотрудники, подчинен­ные руководству пред­приятия и находящиеся в штате предприятия Независимые эксперты, име­ющие соответствующий атте­стат на право заниматься этим видом предпринимательства
Квалифи­кация Определяется по усмот­рению руководства предприятия Регламентируется государством
Оплата Начисление заработной платы по штатному расписанию Оплата предоставленных услуг по договору
Ответствен­ность Перед руководством за выполнение обязанностей Перед клиентом и перед треть­ими лицами, установленная законодательными и нормативными актами
Методы Методы могут быть одинаковыми при решении одина­ковых задач (например, оценка достоверности инфор­мации). Имеются различия в степени точности и детальности
Отчетность Перед собственниками и (или) руководством Аудиторское заключение может быть опубликовано, письмен­ная информация (отчет) пере­дается клиенту

[1] Словарь современных экономических терминов / Райзберг Б.А. – М.: Айрис Пресс, 2007. – С.44

[2] Аудит: учебное пособие для вузов / Е.В. Виноградов, И.А. Матвейчук. – М.: Академ. Проект, 2006. – С.59

[3] Булгакова Л. О понятиях «аудит» и «аудиторская деятельность» // Право и экономика. – 2008. – №. 4. – С. 60

[4] П.1 ст.1 Федеральный закон от 07.08.2001 № 119 ФЗ (ред. от 03.11.2006) «Об аудиторской деятельности» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) // ИСС «КонсультантПлюс» (электронная версия)

[5] Аудит: учебное пособие для вузов / Е.В. Виноградов, И.А. Матвейчук. – М.: Академ. Проект, 2006. – С. 69

[6] Основы аудита: учебник / Т.М. Рогуленко, С.В. Пономарева – М.: Флинта, 2008. – С. 61

[7] Федоренко И. В. Методика и технология аудита // Бухгалтерский учет. – 2007. – №. 14. – С. 74

[8] Российский аудит // Эксперт. – 2005. – №. 34. – С. 128 129

[9] Голубева Н.А. Природа аудита // Международный бухгалтерский учет. – 2007. – № 4. – С.16

[10] Аудит: учебное пособие для вузов / Е.В. Виноградов, И.А. Матвейчук. – М.: Академ. Проект, 2006. – С. 113

[11] П. 1 Ст.7 Федеральный закон от 07.08.2001 № 119 ФЗ (ред. от 03.11.2006) «Об аудиторской деятельности» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) // ИСС «КонсультантПлюс» (электронная версия)

[12] Там же. – П.2 Ст. 7

[13] Терехова Е.В. Аудит как независимый вид финансового контроля // Государство и право. – 2006. – №. 11. – С. 97

[14] Голубева Н.А. Природа аудита // Международный бухгалтерский учет. – 2007. – № 4. – С. 14

[15] Голубева Н.А. Природа аудита // Международный бухгалтерский учет. – 2007. – № 4. – С. 15

[16] Аудит: учебное пособие / В.А. Ерофеева, В.А. Пискунов, Т.А. Битюкова. – М.: Высш. образование, 2008. – С. 277

[17] Карагод В.С. Теория и методология международной системы корпоративной социальной отчетности: Монография. – М.: Бухгалтерский учет, 2005. – С. 246

[18] Концепция российской модели социального аудита // Народонаселение. – 2007. – №. 4. – С. 40

[19] Аудит в России (антология российского аудита): учебник для вузов / под ред. А. В. Крикунова. – М.: Маркет ДС, 2007. – С. 196

Учебная работа № 2832. Предпосылки аудита и его задачи в рыночной экономике