997.Учебная работа .Отражение данных о государственной помощи в отчетности организации

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 4,67 из 5)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Содержание

1 Теоретические основы отражения данных о государственной помощи в отчетности организации

1.1 Понятие и виды государственной помощи

1.2 Учет государственной помощи

1.3 Отражение данных о государственной помощи в отчетности организации

2 Практическая часть

Заключение

Список используемых источников

Государственная помощь это широкое понятие, включающее в себя различные виды целевого финансирования, достаточно важна для компаний нашей страны. В целом учет государственной помощи ведется в соответствии с требованиями ПБУ 13 / 2 000 «Учет государственной помощи», утвержденного приказом Минфина РФ от 16 октября 2 000 г. № 92н, с изменениями от 18 сентября 2 006 г. № 115н. Положение определяет виды и формы представления государственной помощи, порядок отражения в бухгалтерском учете получения и использования государственной помощи, отражение ее в отчетности [4].

В бухгалтерском учете формируется информация о государственной помощи, предоставленной в форме субвенций, субсидий (далее субвенции и субсидии именуются бюджетные средства), бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), и в прочих формах. Информация о государственной помощи формируется независимо от вида предоставленных ресурсов (в виде денежных средств или (и) в виде ресурсов, отличных от денежных средств) [1].

Бюджетные средства направлены на:

1) финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.). Предоставление этих средств может сопровождаться дополнительными условиями, ограничивающими приобретение определенных видов активов, их местонахождение или сроки приобретения и владения;

2) покрытие текущих расходов организации, подлежащих компенсации на систематической основе (приобретение материально производственных запасов, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера);

3) компенсацию за уже понесенные организацией расходы, включая убытки, в частности в жилищно коммунальном хозяйстве, агропромышленном комплексе (в части возмещения убытков предприятий муниципального жилищно коммунального хозяйства, городского хозяйства и т.д.;

4) оказание немедленной финансовой поддержки организации в виде чрезвычайной помощи без связи с осуществлением расходов в будущем и др.

Данная тема актуальна и значима для каждого предприятия, осуществляющего свою деятельность на территории РФ. Цель государственной помощи состоит в том, чтобы заинтересовать предприятие в получении предоставленных выгод или для развития таких видов деятельности, которые в обычных условиях оно не могло бы осуществить, если не была бы предоставлена помощь.

Предметом рассмотрения данной темы является порядок отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческих организаций получения и использования средств государственного финансирования.

Цель курсовой работы является изучение государственной помощи, порядка отражения целевого финансирования и принятие ее к учету.

В связи с поставленной в работе целью необходимо решить следующие задачи:

1) охарактеризовать сущность государственной помощи и основные требования, предъявляемые к организации получателю;

2) изучение порядка принятия к учету целевого финансирования;

3) рассмотреть порядок и правила отражения государственной помощи в отчетности организации.

1. Теоретические основы отражения данных о государственной помощи в отчетности организации

1.1 Понятие и виды государственной помощи

В соответствии с данными ПБУ 13 / 2 000 государственной помощью признается увеличение экономических выгод конкретной организации в результате поступления от государства денежных средств или иного имущества.

При применении настоящего Положения не рассматриваются в качестве экономической выгоды создание инфраструктуры в развивающихся регионах, установление ограничений на деятельность конкурентов, занимающих доминирующее положение на рынке и осуществляющих монополистическую деятельность и т.п. действия, которые могут оказывать влияние на общие хозяйственные условия, в которых ведет деятельность организация.

Настоящее Положение не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с:

1 государственным регулированием цен и тарифов;

2 применением соответствующих правил налогообложения прибыли (предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов и др.);

3 участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах юридических лиц (бюджетных инвестиций юридическим лицам) [1].

Государственная помощь представляется в виде денежные средства (субвенций и субсидий, бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств)), в виде ресурсов, отличные от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество) и прочих форм предоставления организации выгоды, которая не может быть обоснованно оценена (оказание консультационных услуг на безвозмездной основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы или займы с пониженным процентом и др.).Информация о государственной помощи формируется независимо от вида предоставленных ресурсов (в виде денежных средств или (и) в виде ресурсов, отличных от денежных средств).

Организации получают бюджетные средства в качестве финансовой помощи в форме субвенций или субсидий.

Субвенция это бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов [2].

Предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также гражданам предпринимателям, допускается:

1 из федерального бюджета в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами и федеральными законами, на условиях и в порядке, которые особо определены федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

2 из бюджетов субъектов Федерации в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Федерации, на условиях и в порядке, которые особо определены законами субъектов Федерации о бюджете на очередной финансовый год;

3 из местных бюджетов в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления, на условиях и в порядке, которые особо определены правовыми актами органов местного самоуправления.

Финансовую поддержку из бюджетов разных уровней бюджетной системы получают, как правило, сельскохозяйственные, транспортные организации. Получателями субсидий и субвенций являются организации, имеющие стратегическое значение. Например, предприятиям оборонного комплекса предоставляются бюджетные средства на безвозмездной и безвозвратной основе для поддержки мобилизационных ресурсов, то есть таких производственных мощностей, которые в текущем финансовом году (совпадающем с календарным годом) не используются в производственном цикле, однако требуются средства на поддержание их в надлежащем состоянии.

Организация получатель финансовой помощи должна израсходовать полученные субсидии или субвенции строго на цели, определенные в бюджетном законодательстве и обозначенные при их выделении, и отчитаться по установленным формам.

Возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.

Для получения организацией субсидий и субвенций нормативными документами предусмотрена специальная процедура. Организации, как правило, подают заявки в соответствующий финансовый орган с обоснованием необходимости выделения им финансовой помощи из бюджета, часть из которых удовлетворяется.

В основе решения о выделении организации субсидий или субвенции лежит проведение технико экономических обоснований и расчетов показателей бюджетной эффективности предоставления субсидий и субвенций из бюджета.

Для целей бухгалтерского учета субсидии и субвенции подразделяются на:

средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.);

средства на финансирование текущих расходов. К ним относятся бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование капитальных расходов.

Государственный кредит это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим и физическим лицам на возвратной и возмездной основах.

Как экономическая категория он охватывает совокупность денежных отношений, между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц с другой.

Кредиты, предоставляемые за счет средств бюджетов юридическим лицам, можно разделить на два вида в зависимости от организационно правовой формы юридического лица:

1) бюджетный кредит, предоставляемый юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями;

2) кредиты, предоставляемые государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

Бюджетные кредиты юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, могут предоставляться с соблюдением следующих требований:

бюджетный кредит предоставляется на основании гражданско правового договора;

бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности;

бюджетный кредит выдается только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату этого кредита, причем способами обеспечения исполнения обязательства могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 % предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности;

обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение финансовым органом предварительной проверки финансового состояния получателя указанного кредита;

бюджетный кредит предоставляется только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе;

бюджетные кредиты предоставляются на определенные цели, ограниченному кругу субъектов, в пределах установленных лимитов все эти условия определяются законом о бюджете на очередной финансовый год.

Законодательством предусмотрена ответственность в отношении субъектов получателей бюджетных кредитов. Статьями 289, 290 и 291 БК РФ установлены меры принуждения, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства, за нецелевое использование бюджетных средств, за не возврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, а также в случае неперечисления либо несвоевременного перечисления процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе [5].

1.2 Учет государственной помощи

Для целей бухгалтерского учета бюджетные средства подразделяются:

1 средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.). Предоставление этих средств может сопровождаться дополнительными условиями, ограничивающими приобретение определенных видов активов, их местонахождение или сроки приобретения и владения;

2 средства на финансирование текущих расходов. К ним относятся бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование капитальных расходов.

Организация принимает бюджетные средства, включая имущество, отличное от денежных средств, к бухгалтерскому учету при наличии следующих условий:

1) имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико экономические обоснования, утвержденная проектно сметная документация и др.;

2) имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки передачи имущества и иные соответствующие документы.

Когда бюджетное финансирование предоставляется в виде земельных участков, природных ресурсов, имущества, то они подлежат оприходованию в сумме, равной стоимости полученных или подлежащих получению активов. Такая стоимость определяется организацией исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах она обычно устанавливает стоимость таких же или аналогичных активов [1].

Возможны два варианта отражения в учете бюджетного финансирования:

1) когда оно отражается в учете на основе бюджетной росписи или бюджетной классификации как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам:

Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Кт 86 «Целевое финансирование».

Впоследствии по мере фактического поступления средств поступившие суммы погашают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п. В учете делаются записи:

Дт 51 «Расчетные счета», 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

2) отражение бюджетных средств по мере фактического получения ресурсов, с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п. В бухгалтерском учете оформляются записи:

Дт 51, 08

Кт 86 «Целевое финансирование».

Следует отметить, что в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются при определении налоговой базы доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.

В целях налогового учета целевое финансирование, являясь доходом организации, не включается в налоговую базу.

В целях бухгалтерского учета полученное целевое финансирование отражается в составе внереализационных доходов в порядке, установленном ПБУ 13 / 2 000.

ПБУ 13 / 2 000 установило следующий порядок списания бюджетных средств по мере их использования:

1) суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов списываются на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с приобретением внеоборотных активов, не подлежащих амортизации согласно действующим правилам. При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Впоследствии по мере начисления амортизации в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов бюджетное финансирование списывается с доходов будущих периодов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как внереализационные доходы.

2) сумма бюджетных средств на финансирование текущих расходов списывается на финансовый результат в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материалов и других МПЗ, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера. При отпуске МПЗ в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), выдачи заработной платы и осуществления других расходов аналогичного характера суммы финансирования списываются на финансовый результат.

3) бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как внереализационные доходы.

Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить ресурсы, признанные ранее в этом же году в качестве бюджетных средств, то в бухгалтерском учете производятся исправительные записи.

Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить средства, полученные в качестве государственной помощи в предыдущие годы, то на сумму, подлежащую возврату, производится запись:

1) в части предоставленных бюджетных средств на финансирование капитальных расходов в уменьшение целевого финансирования и возникновение задолженности по их возврату:

Дт 86 «Целевое финансирование»

Кт 76 / 11 «Расчеты по бюджетному финансированию».

Одновременно уменьшаются финансовые результаты организации и восстанавливается целевое финансирование на сумму амортизации основных средств и нематериальных активов, которая была начислена, и несписанной суммы доходов будущих периодов:

1 запись Дт 91 «Прочие доходы и расходы»

Кт 86 «Целевое финансирование»;

2 запись Дт 98 «Доходы будущих периодов»

Кт 86 «Целевое финансирование»;

2) в части бюджетных средств на финансирование текущих расходов в уменьшение целевого финансирования и возникновения задолженности по их возврату:

Дт 86 «Целевое финансирование»

Кт 76 / 11 «Расчеты по бюджетному финансированию».

Если сумма, подлежащая возврату, превышает соответствующий остаток целевого финансирования или такой остаток отсутствует вовсе, то в бухгалтерском учете производится запись в уменьшение финансовых результатов организации и возникновение задолженности по их возврату:

Дт 91 «Прочие доходы и расходы»

Кт 76 / 11 «Расчеты по бюджетному финансированию».

Учитываются указанные выше средства на счете 86 «Целевое финансирование». Счет этот пассивный, сальдо кредитовое отражает неиспользованные средства целевого назначения, оборот по дебету использование средств на те или иные мероприятия, оборот по кредиту поступление финансирования и другие целевые поступления [3].

Нормы ПБУ 13 / 2 000 регулируют порядок бухгалтерского учета полученных средств из бюджета средств на возвратной основе в форме бюджетного кредита (п. 4 ПБУ 13 / 2 000).

Однако в п. 16 ПБУ 13 / 2 000 указано, что «бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке, принятом для учета заемных средств». Иными словами, к учету средств бюджетных кредитов применимы нормы ПБУ 15 / 01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию».

Если при предоставлении бюджетных кредитов на возвратной основе предусматривается, что при выполнении определенных условий организация освобождается от возврата полученных ресурсов, и существует достаточная уверенность в том, что организация выполнит эти условия, то такие средства учитываются в порядке, установленном ПБУ 13 / 2 000 для учета бюджетных средств.

В связи с однородностью содержания, назначения и использования источники хозяйственных средств, учитываемые на счетах 80 «Уставный капитал»,

82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 86 «Целевое финансирование », подлежат отражению в одном регистре, в журнале ордере № 12. В этом журнале организуется как синтетический, так и аналитический учет операций по этим счетам. Основанием для записи операций в журнале ордере № 12 служат справки бухгалтерии, выписки банка, отчеты кассира и др. Обороты по дебету предварительно собираются в листке расшифровке из разных журналов ордеров.

При журнально ордерной форме учета по окончании отчетного периода на основе аналитических данных журналов ордеров № 12, 15 по счетам 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 84 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и 86 «Целевое финансирование» заполняется форма «Движение собственного капитала» годового отчета «Приложение к бухгалтерскому балансу организации» [4].

1.3 Отражение данных о государственной помощи в отчетности организации

В Приложении к Приказу Минфина России от 22 июля 2 003 года № 67н

«О формах бухгалтерской отчетности организаций» приведены образцы форм бухгалтерской отчетности, включая и образец формы бухгалтерского баланса. При этом в форме бухгалтерского баланса не предусмотрена специальная строка для средств целевого финансирования.

Согласно Приказу № 67н организации могут учитывать эти образцы при разработке и принятии (утверждении распорядительным документом) своих форм бухгалтерской отчетности исходя из специфики своей деятельности.

Порядок отражения средств целевого финансирования в формах бухгалтерской отчетности является различным для коммерческих и некоммерческих организаций.

Коммерческие организации, согласно пункту 20 ПБУ 13 / 2 000, показывают в бухгалтерском балансе полученные бюджетные средства в разделе V «Краткосрочные обязательства» по строке 640 «Доходы будущих периодов» или же их можно показать отдельной строкой. Другие целевые средства коммерческие организации также показывают в разделах IV или V баланса как долгосрочные или краткосрочные обязательства.

Некоммерческой организации нужно руководствоваться пунктом 13 указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом № 67н. Вместо групп статей «Уставный капитал», «Резервный капитал» и «Нераспределенная прибыль», приведенных в образце форм, некоммерческой организации следует включить в баланс статью «Целевое финансирование».

Доходы от использования средств целевого финансирования, признанные на счете бухгалтерского учета 91 «Прочие доходы и расходы» в соответствии с настоящим положением, отражаются в составе прочих доходов по строке 90 отчета о прибылях и убытках (формы № 2) как активы, полученные безвозмездно.

Суммы средств целевого финансирования, признанные в бухгалтерском учете в прошлые годы в качестве доходов, но подлежащие возврату, отражаются на счете учета финансовых результатов в составе прочих расходов по строке 100 отчета о прибылях и убытках (формы № 2) и расшифровки отдельных прибылей и убытков в качестве убытков прошлых лет, признанных в отчетном году.

В отчете об изменениях капитала (форме № 3) данные об остатках средств целевого финансирования и поступлений, их использовании и остатках на конец отчетного периода могут приводиться в справке после раздела «Изменение капитала». Для этого в справку добавляются соответствующие графы.

В отчете о движении денежных средств (форме № 4) отражаются полученные средства целевого финансирования, полученные в денежной форме [6].

Начиная с 2003 г., в форме № 5 появился новый раздел «Государственная помощь». Для формирования раздела «Государственная помощь» приложения к бухгалтерскому балансу (формы № 5) используется информация о полученных в отчетном году бюджетных средствах по видам поступлений [8].

В отчете о целевом использовании полученных средств (форма № 6) отражается информация об остатках целевых средств на начало отчетного года, поступление средств по видам поступлений и их расходование по направлениям расходования за отчетный год и предыдущий год [6].

В пояснительной записке подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация в отношении целевого бюджетного финансирования:

• характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году;

• назначение и величина бюджетных кредитов;

• характер прочих форм государственной помощи, от которых прямо получаются экономические выгоды.

К прочим формам государственной помощи относится предоставленная выгода, которая не может быть обоснованно оценена (оказание консультационных услуг на безвозмездной основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы или займы с пониженным процентом и др.), а также не может быть отделена от нормальной хозяйственной деятельности (например, государственные закупки). Прочие формы государственной помощи подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности в пояснительной записке в случае их существенности для характеристики финансового положения и финансовых результатов деятельности (п. 18 ПБУ 13 / 2 000).

• невыполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы [7].

997.Учебная работа .Отражение данных о государственной помощи в отчетности организации