Учебная работа № 76304. «Курсовая СЭЗ как фактор решения региональных проблем
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….….…4
1. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ:
СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ……………………………………………….5
1.1. Сущность, основные цели и задачи СЭЗ ……………………………………5
1.2. Основные виды СЭЗ …………………………………………………………7
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………11
3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СВОБОДНЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……………………18
3.1. Основные показатели деятельности СЭЗ …………………………………18
3.2. Свободная экономическая зона «Могилев» ………………………………21
3.3. Свободная экономическая зона «Брест» …………………….…………….24
3.4. Свободная экономическая зона «Гомель-Ратон» ………………….………27
3.5. Свободная экономическая зона «Минск» ………………………….………29
3.6. Свободная экономическая зона «Витебск» ……………………………….34
3.7. Свободная экономическая зона «Гродноинвест» …………………………36
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЭЗ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……………………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….…42
Список использованной литературы …………………………………………..….44
Форма заказа готовой работы
Выдержка из похожей работы
Первоначально
свободной экономической зоной счи-
талась особая
территория крупного морского порта, же-
лезнодорожного
узла, аэропорта или примыкающего к
ним района),
выделенная из таможенной территории
страны для
свободного ы беспошлинного ввоза и вывоза
иностранных
товаров.
Такие зоны
сохранились и до настоящего времени.
В них товары
хранятся. на складах неограниченный или
ограниченный срок,
расфасовывающая, пересортировыва-
ются и
перерабатываются, а затем поставляются на
.внутренний рынок
данной страны с уплатой пошлины
или вывозятся
беспошлинно за границу.
Использование
подобных экономических зон позво-
ляет поставщикам
отложить реализацию товаров до по-
вышения на них
спроса и соответственно цен, демонст-
рировать
продукцию потенциальным оптовым покупа-
телям,
дорабатывать ее в целях уплаты в дальнейшем
меньшей
пошлины.
исторически
таким зонам предшествовало создание
<свободных портов>, иными словами, территорий бес-
пошлинного
складирования товаров на период поиска
покупателей.
Первоначально <свободные порты> созда-
вались для развития
местного рынка, а затем и для со-
действия
расширению международной торговли. Напом-
ним, статус
<свободных портов> имели Генуя (с 1595 г.).
Венеция (с 1661 г.),
Марсель (с 1669 г.), а в России —
Одесса (с 1817 г,),
Владивосток (с 1862 г.) и Батуми
(с 1878
г.).
По мере
монополизации рынка и усиления протек-
ционистской
политики государств <свободные порты>
стали
упраздняться, а на их территориях и .в других
торговых центрах
начали создаваться свободные эконо-
мические зоны,
где все большее значение приобретала
переработка
товара.
Основателями
такого типа свободных экономических
зон были англичане
П,Халл и С. Хоув, а также амери-
канец С. Бутлер,
которые пришли к выводу, что госу-
дарственное
вмешательство при различного рода кри-
зисных ситуациях
не в состоянии предотвратить эконо-
мический упадок
крупных промышленных центров. По
их мнению, не
спасали положения и традиционные ме-
ры экономического
и политического воздействия на хо-
зяйственную
деятельность этих территорий.
Предпринимателям, желающим заниматься бизнесом
в районах,
находящихся в тяжелом экономическом по-
ложении,
предоставлялся ряд льгот по налогообложе-
нию, менее
жестко регламентировалась и их деятель-
ность,Кроме того,
бизнесмены могли осуществлять здесь
некоторые
операции, которые обычно не разрешаются
нормативами
местного законодательства (например, в
области банковских и
страховых операций).
В пределах таких
зон, скажем, банки могли свобод-
но моделировать
с любыми валютами и поддерживать
деловые отношения
с клиентами, проживающими вне зо-
ны,Следовательно,
здесь не надо было устанавливать
контроль за
валютным обменом, движением капиталов
и т;
д.
В течение
длительного времени свободным экономи-
ческим зонам была
присуща преимущественно коммер-
ческая
деятельность. В экономических зонах товары
складировались и
подвергались лишь тем операциям,
которые были
направлены на обеспечение доброкачест-
венного хранения
или же на улучшение общего вида
или внешнего
оформления, что позволяло повысить их
качество.
И только в начале
60-х годов была разрешена обра-
ботка: товаров в
свободных экономических зонах,Обыч-
но при этом
осуществлялись операции, так или иначе
увеличивающие
прибавочную стоимость товара.
Следовательно,
из собирающих центров и пунктов
распределения свободные
экономические зоны все чаще
становятся местом
обработки и трансформации товаров.
При этом действуют
льготные условия их экспорта из
упомянутых
зон.
Отметим, что
повышение прибавочной стоимости то-
вара при отсутствии
таможенных и других пошлин ста-
новится
отличительной чертой экономических зон, кото-
рые были созданы в
Соединенных Штатах Америки.
Еще один этап
развития свободных экономических
зон начался в 80-е
годы благодаря ряду мер, направ-
ленных на.
преодоление застоя в отдельных отраслях
промышленности,
банковского и страхового дела,Ха-
рактерной чертой
этого этапа можно считать усиление
экономического
развития отдельных регионов, находя-
щихся в кризисном
состоянии. Так, путем создания не-
больших
экономических зон были выведены из кризиса
ряд департаментов
Франции и около 25 районов Вели-
кобритании.
Другими
важными тенденциями указанного этапа
развития свободных
экономических зон являются льгот-
ные условия
деятельности предприятий, расположенных
в этих зонах, по
налогообложению, и дебюрократизация
их
управления.
В практике
экономических зон в настоящее время
применяется широкая
гамма льгот и стимулов для ино-
странных вкладчиков
капитала. Как правило, они зави-
сят от специфических
условий каждой экономической зо-
ны. Обычно, кроме
отмены таможенных пошлин, преду-
сматриваются
следующие льготы:
отмена
какого-либо налогообложения в счет права
на экспорт,
освобождение от других налогов, прежде
всего на
недвижимое имущество, а также местных (об-
ластных) налогов,
имеющихся в ряде стран;
отмена налогов
на доход иностранного персонала,
работающего в
свободной экономической зоне;-
полная или
частичная отмена налогов на прибыль
зональных
предприятий на определенный срок и в за-
висимости от ряда
условий.
Например, в
Южной Корее предприятия, созданные
в свободной
экономической зоне, в первые пять лет пол-
ностью
освобождаются от налогов, а в последующие три
года налоги им
снижаются на 50%.
В Шри Ланке
полная отмена налогообложений длит-
ся от двух до
десяти лет в зависимости от специфики
функционирования
предприятий экономической зоны,
при этом
учитывается число занятых на предприятии,
приток
конвертируемой валюты, применяемая техноло-
гия и т.
д.
Создание
свободных экономических зон в разных
странах в
настоящее время предполагает достижение
таких
целей:
обеспечение
более полной занятости рабочей силы
как непосредственно
в экономической зоне, так и за ее
пределами;
привлечение
инвестиций, особенно в свободно кон-
вертируемой
валюте;
организация в
экономических зонах таких произ-
водств, продукция
которых шла бы на экспорт, не ущем-
ляя при этом уже
существующие местные предприятия,
действующие на
внутреннем рынке.
Кроме того,
многие страны, создающие свободные
экономические зоны,
считают, что они будут способст-
вовать развитию
отсталых в экономическом отношении
районов,
модернизации технологий, получению новых
ноу-хау, обучению
собственных специалистов и рабочих
новым методам
труда, а также использованию собствен-
ных сырьевых
ресурсов для производства экспортной
продукции.
Классическим
примером этого может служить <воль-
ная гавань>
Манаус в бразильской Амазонии, где ино-
странные
предприятия, работающие на экспорт,
обяза-
ны включать в
производство оптовых изделий по край-
ней мере часть
сырьевых ресурсов, имеющихся в дан-
ной
местности.
Кстати, с этой
первоначально экспортной промыш-
ленной зоной
произошла интересная трансформация:
постепенно она
превратилась в чисто импортную зону.
Теперь вся
продукция, поступающая в <вольную га-
вань>,
поглощается бразильским рынком.
Имеются и другие
примеры, но несколько менее ра-
дикального перехода
с обработки экспортных товаров
на импортные, Такие
тенденции характерны для свобод-
ных экономических
зон в Китае, Мексике, Барбадосе и
для ряда других
стран.
Однако в
указанной трансформации прослеживаются
и негативные
моменты,Главный из них тот, что ино-
странные компании,
действующие в свободных зонах
некоторых
государств, стремятся использовать их для
сбыта некачественных
товаров, которые не имеют спро-
са на рынках других
стран.
Таким образом,
создание свободной экономической
зоны в любой
стране предусматривает прежде всего
тие таких зон
позволяет правительствам принимающих
стран смягчать
кризисные ситуации в национальной эко-
номике и
преодолевать трудности в государственных ка-
питаловложениях в
регионе.
Важным моментом
с точки зрения создания свобод-
ных экономических
зон является роль различных госу-
дарственных и
муниципальных органов управления,В
большинстве стран,
как развитых, так и развивавщих-
ся, экономические
зоны учреждаются решением цент-
ральных
правительственных органов, министерствами
планирования или
финансов. Эти органы имеют необ-
ходимый опыт в
сфере управления крупными проектами,
а также весьма
компетентны в области внешнеэкономи-
ческих свяэей.
Однако имеется достаточно много приме-
ров, когда
экономические зоны создаются и управляют-
ся местными
муниципальными властями.
Среди
<классических> свободных экономических зон,
наиболее
распространенных в настоящее время, можно
отметить
следующие.»
беспошлинные
зоны, расположенные на основных пе-
рекрестках
международных транспортных систем;
зкспортные
промышленные зоны, ориентированные
главным образом на
внешнюю торговлю;
парки
технологического развития, которые создают-
ся на основе
существующего в принимающей стране на-
учно-техиического
потенциала, но с участием иностран-
ного капитала и с
использованием .прогрессивного обо-
рудования,
ноу-хау, а также зарубежного управленче-
ского, коммерческого
или маркетингового опыта;
зоны _ страховых
и банковских услуг, способствую-
щие укреплению
этой исключительно важной сферы эко-
номики;
импортно-промышленные зоны и зоны по замещению
импорта, которые
призваны обеспечить принимающую
страну современными
товарами, а местные ,предприя-
тия — передовой
технологией.
На практике в
<чистом виде> перечисленные эконо-
мические зоны
встречаются редко,Обычно для каждой
из них присуще
сочетание характерных тенденций ука-
занных свободных
экономических зон,К примеру, мало-
вероятно, чтобы
парки технологического развития не
оказывали таких
ключевых услуг, как банковские опе-
рации, страхование
или торговля.
Подавляющее
большинство предприятий в существу-
ющих ныне свободных
экономических зонах — это пред-
приятия легкой
промышленности, нуждающиеся в отно-
сительно скромных
капиталовложениях. Они произво-
дят текстиль и
одежду, бытовую электронику, спортив-
ный инвентарь,
изделия из пластмассы, мебель, продо-
вольствие,
напитки.
Однако
учредители некоторых свободных зон пошли
по другому пути и
стали способствовать развитию пред-
приятий тяжелой
промышленности,Например, в
экспортно-промышленной
зоне Тринидада и Тобаго дре-
обладает переработка
нефти и нефтехимическая про-
мышленность,В Грне
предприятия свободной экономи-
ческой зоны
занимаются переработкой добываемых там
бокситов в глинозем
и алюминий,В экономических зо-
нах Объединенных
Арабских Эмиратов действует це-
лый ряд химических,
нефтехимических и автомобиль-
ных
компаний.
Создание
предприятий тяжелой промышленности в
свободных зонах
указанных стран, конечно, связано с
их природными
ресурсами, В Ганв — это бокситы, в
Тринидаде и
Тобаго — нефть, в Объединенных Араб-
ских Эмиратах —
нефть и природный газ.
И все же-
следует отметить, что политика прави-
тельств указанных
трех стран была направлена не столь-
ко на развитие
тяжелой промышленности в своих эконо-
мических зонах,
сколько на создание экспортных про-
мышленных зон на
основе уже существующих предприя-
тий тяжелой
промышленности. Это прежде. всего отно-
сится к первым двум
странам.
Что касается
Объединенных Арабских Эмиратов, то
здесь произошла
закономерная эволюция: появление
предприятий,
связанных с добычей и переработкой неф-
ти и газа
сопровождалось созданием предприятий тяже-
лой промышленности
в несмежных отраслях, в частно-
сти в
машиностроении.
Одна из
характерных черт промышленного разви-
тия .большинства
свободных экономических зон заклю-
чается в том, что
находящиеся там компании, как пра-
вило, стремятся к
минимальному использованию мест-
ных
ресурсов.
Слабые обратные
связи этих компаний с предприя-
тиями принимающей
страны объясняются закрытым ха-
рактером
экономических зон, профилем действующих
там предприятий и
относительно неразвитым потенциа-
лом национальных
поставщиков,И в этом смысле прак-
тика указанных
выше государств является исключе-
нием.
В то же время
многие иностранные компании, дей-
ствующие в
развивающихся странах, весьма охотно ис-
пользуют местные
сырьевые ресурсы и полуфабрикаты,
произведенные на
их основе (сталь, алюминий, основ-
ные химикаты,
резину, древесину и т»